Honda Super Cub — обзор, характеристики, как выбрать
Первый каб был выпущен в 1958 году. Всего за 60 лет выпущено более 100 миллионов экземпляров — двойной юбилей случился в 2018 году.
Глобально, почти все кабы это один и тот же вариант транспорта и ничем серьезным не отличаются. Если думаете о его покупке — вы уже выбрали неприхотливое транспортное средство, с которым и в лес, и в город, и на выставку, остальное нюансы.
Я — Паша Шмелтер, езжу на кабах с 2016 года, пишу базу знаний, снимаю видео и глубоко интересуюсь темой конкретного, одного мопеда — Супер каба. Я выбрал популярные в России модели, указал их особенности и характеристики в этом материале. В конце написал своё мнение о том, какой выбрать и где купить.
Что общего у всех кабов
Вне зависимости от поколения, у всех кабов «underbone» рама. Если пытаться перевести дословно, то это «нижнекостная» рама у которой бак под седлом, а пространство между колен пустое. Через такую раму можно перешагнуть посередине, и так посадка становится удобнее для парней и для девушек.
Каноничный диаметр колёс каба — 17 дюймов, такой почти у всех. В азии это стало стандартном для подобных моделей с такой структурой рамы, а также для других копий каба. Но на почтовых и курьерских кабах также используют размер 14 дюймов.
Ещё одна важная деталь — полуавтоматическая коробка передач. Передачи нужно переключать левой ногой, но ручки сцепления нет, можно остановиться на любой передаче и он не заглохнет. А ещё на всех кабах узнаваемый горизонтальный двигатель — такой скопировали для миллионов клонов каба, питбайков и даже квадроциклов.
Honda Super Cub C50, 12 вольт, карбюраторный, 1982 — 2007
Карбюраторный каб этого поколения можно назвать классическим — в таком виде он производился с 1982 до 2007 года и именно в таком виде он известен во всём мире. Всё его тело, руль, хвост, кроме паруса и крышек, составляет кондовая железная рама. Его внешний вид — настоящая классика, которая цепляет. Если где-то в культурном слое появляется каб, например в аниме или даже в серии игр GTA — он будет нарисован именно на основе этого поколения. А ещё на него накоплено много информации в базе знаний.
Что с запчастями: нормальный выбор запчастей везде: от альфы на российском рынке до мельчайших оригинальных запчастей в японских магазинах. В природе существует много тюнинга и аксессуаров для этого поколения.
Особенности модели: самый базовый каб, который здесь и дальше я буду называть классическим.
Цены в России: 50—90 тысяч рублей
Honda Super Cub C50, инжектор, 2007 — 2011
Второй участник — инжекторный Супер Каб. Внешне почти не отличается от карбюраторного. Его основная фишка — система впрыска «PGM-Fi». Она состоит из насоса, форсунки, электронного блока управления и датчиков. Хорошо запускается в любую погоду, ест меньше, впрыск не нужно регулировать. Но минусы тоже есть: катализатор съедает часть мощности — за счёт этого инжекторные мопеды чуть менее мощные, чем карбюраторные. Ещё на мопеде куча датчиков, которые можно повредить и самый проблемный элемент — топливный насос. Но и удобство есть: у него есть индикация заканчивающегося топлива и не нужно будет переключаться с основного бака на резерв. Неочевидный плюс: инжектор почти не пахнет бензином, когда стоит в замкнутом пространстве.
Что с запчастями: к сожалению, на инжекторный двигатель не распространяются запчасти от альфы: тут своя головка блока цилиндра и цилиндро-поршневая группа, и естественно, система впрыска. Комплекты для увеличения мощности производят SP Takegawa, Kitaco, Minimoto, и такие стоят от 250 долларов. Топливный насос б/у оригинал стоит от 5 до 10 тысяч рублей, но не всегда можно найти в продаже. Помимо насоса слабое место — прокладка клапанной крышки, но её можно найти или промазать герметиком, в конце концов. В ходовой части различий от карбюраторного нет — много подойдёт от альфы.
Особенности модели: легче всего инжекторную модель отличить по чёрной окраске двигателя. Есть индикаторы Check Engine и низкого уровня топлива под спидометром.
Цены в России: 60—110 тысяч рублей
Honda Press Cub C50, «почтовик», 1988 — 2011
Почтовая версия с увеличенной грузоподъёмностью за счёт усиленной задней оси. Называется почтовой, потому что до 2002 года так и называлась на английском «Press Cub» — почтовый каб. С 2002 года надпись «Почтовый» пропала и каб стал обычным, даже в наклейках никак не выделяется. Наверное, потому что его используют в любой сфере, где нужна доставка. С 1988 по 2007 карбюраторный, с 2007 по 2011 год выпускался с инжектором. Самый распространенный вариант, который привозят в Россию.
Что с запчастями: основная проблема купить демпферы заднего колеса и заднюю звезду. Демпферы только по оригинальному артикулу или аналоги в магазинах Японии, а звезда — JT в России или оригинал из Японии. За счёт того, что у него измененная задняя ходовая и инжекторный двигатель — для него нужно будет покупать в основном оригинальные запчасти по артикулу или искать на разборках.
Особенности модели: основная фара и поворотники — перед багажником, на руле расположена габаритная фара. Два крупных багажника спереди и сзади. Вся задняя ось усилена: ширина обода 1.4, толще спицы, толще ось и подшипники, крупнее колодки, крупнее демпферы колеса, своя задняя звезда.
Цены в России: 60—90 тысяч рублей
Honda Super Cub С50 Custom, богатый опциями, 1980-е — 2011
Производился параллельно с кабом с круглыми фарами, но в комплектации «пожирнее». Есть предположение — что в целом это ответ на конкурентные Yamaha TownMate и Suzuki Birdie. Конкуренты предлагали больше, чем обычный каб, поэтому пришлось выпускать модель, которая функционально догоняет — ей стал Honda Super Cub Custom. Кроме облика и опций — такой же каб, как и его круглые родственники.
Что с запчастями: всё отлично с запчастями для двигателя, но могут возникнуть проблемы с запчастями внешнего облика — такой каб не разбирают и за многие годы запчастей я не видел.
Особенности модели: прямоугольные, угловатые элементы, 4 передачи, электростартер, указатель уровня топлива на приборке. На передней вилке антиподъёмный механизм — так лучше тормозит, чем обычный каб.
Цены в России: 65—100 тысяч рублей
Honda Super Cub C90, 12 вольт, карбюраторный, 1982 — 2007
Каб, который позволяет спокойно ехать в потоке и стартовать с отрывом на светофоре, а также не сбавлять скорость на подъёме. По моему мнению — это минимально подходящий каб, если вы собираетесь ездить от 40 км в день или в мегаполисе на любые расстояния. Можно ездить с пассажиром — существует заводская сидушка на багажник и заводские подножки на маятник.
Что с запчастями: почти всё также хорошо, как у классического С50. Трудно найти подходящую цилиндро-поршневую группу: нужно либо ставить китайскую ЦПГ 110 см³, либо заказывать оригинальный цилиндр, поршень и кольца, либо растачивать цилиндр и ставить ремонтные поршень и кольца.
Особенности модели: спидометр до 80 км/ч, обода 1.4 спереди и сзади, усиленные задние амортизаторы, подножки для пассажира на маятнике. Инжекторных не было.
Цены в России: 100—150 тысяч рублей
Эпоха с 2012 года
В 2012 году кабы пересели на новую раму. В целом, они стали крепче, но при этом комфортнее. Если на старом кабе было ощущение малолитражного автомобиля, то на новой раме это стал хороший такой кроссовер.
Honda Super Cub АА04, JA10, современный и комфортный, 2012 — 2017
Современные АА04 (50 кубов), JA10 (110 кубов) производились 5 лет: с 2012 по 2017 год. Дизайн взят от модели Honda Dream конца 80-х или Honda Super Cub C100 тех же годов. Это поколение комфортнее «классического каба»: меньше вибраций, приятная подвеска, удобнее посадка. Из-за свежих годов производства он зачастую выглядит привлекательно, хотя парус стремится стать матовым. Немного полезной информации о нём собрано в отдельной базе знаний.
Несмотря на современность — надёжен, и в щадящих условиях без внедорожных покатушек, с хорошим топливом, своевременной заменой расходников прослужит долго. Но случается, что у людей выбивает вторую передачу и она работает как нейтраль, при этом все остальные передачи работают нормально. Вылечить можно, но нужно разбирать двигатель до картера.
Что с запчастями: нет большой распространенности запчастей на это поколение, почти ничего не подходит от альфы, но в целом поколение свежее и пока наличие запчастей для него не так критично. К тому же, иногда что-то попадается на разборках и есть какое-то количество запчастей на Алиэкспрессе, например демпферы ступицы или даже запчасти коробки. Расходники доступны почти все: резина, ведущая звезда, цепь, воздушный фильтр приобретаются легко и в России. Самая дефицитная позиция — ведомая звезда.
Особенности модели: комфортный, как кроссовер. 4 передачи, электростартер, указатель уровня топлива на приборной панели, индикатор Check Engine.
Цены в России: 110—180 тысяч рублей
Honda Super Cub АА04 Pro, почтовая версия на 14-х колёсах, 2012 — 2017
Рамы также как и обычный каб этого поколения начинаются на АА04 (50 кубов), JA10 (110 кубов). Производился 5 лет: с 2012 по 2017 год. Это поколение комфортнее «классического каба»: меньше вибраций, приятная подвеска, удобнее посадка. Из-за свежих годов производства он зачастую выглядит привлекательно, хотя парус стремится стать матовым. Немного полезной информации о нём собрано в отдельной базе знаний.
Несмотря на современность — надёжен, и в щадящих условиях без внедорожных покатушек, с хорошим топливом, своевременной заменой расходников прослужит долго. Но случается, что у людей выбивает вторую передачу и она работает как нейтраль, при этом все остальные передачи работают нормально. Вылечить можно, но нужно разбирать двигатель до картера.
Что с запчастями: нет большой распространенности запчастей на это поколение, почти ничего не подходит от альфы, но в целом поколение свежее и пока наличие запчастей для него не так критично. К тому же, иногда что-то попадается на разборках и есть какое-то количество запчастей на Алиэкспрессе, например демпферы ступицы или даже запчасти коробки. Расходники доступны почти все: ведущая звезда, цепь, воздушный фильтр приобретаются легко и в России. Самая дефицитная позиция — ведомая звезда, а также колеса 14 дюймов.
Особенности модели: с увеличенными багажниками, вынесенной фарой за корзинку и комфортный, как кроссовер. 4 передачи, электростартер, указатель уровня топлива на приборной панели, индикатор Check Engine.
Цены в России: 65—100 тысяч рублей
Honda Super Cub AA09, JA44, последнее актуальное поколение, 2018 — наши дни
Последнее и пока актуальное поколение кабов производится с 2018 года. Внешний вид относительно AA04 переработан, а вот по поведению он не отличается, потому что компоновка и геометрия полностью сохранились от предыдущего поколения 2012 — 2017 года.
Номера рам: AA09 для 50 кубов, JA44 для 110 кубов.
Что с запчастями: только новые оригинальные запчасти из Японии, но расходники, кроме масляного фильтра, подходят от AA04.
Особенности модели: в этом поколении впервые в двигателе каба появился отдельный масляный фильтр, а не только сеточка внутри картера.
Цены в России: от 130 тысяч за поездившие, до 300 тысяч рублей за полностью новые на аукционе
Технические характеристики
Модель | «Почтовик», инжектор AA01 | С50, инжектор AA01 | C50, инжектор АA04 |
Длина | 1.84 м | 1.8 м | 1.905 м |
Ширина | 0.675 м | 0.66 м | 0.7 м |
Высота | 1.02 м | 1.01 м | 1.05 м |
Колесная база | 1.18 м | 1.175 м | 1.21 м |
Клиренс | 13 см | 13 см | 13.5 см |
Угол кастора | — | — | 26°30 |
Трейл | — | — | 71 мм |
Вес | 87 кг | 79 кг | 95 кг |
Количество мест | 1 | 1 | 1 |
Радиус разворота | 1.8 м | 1.8 м | 1.9 м |
Объём двигателя | 49 см³ | 49 см³ | 49 см³ |
Мощность двигателя | 3.4 л.с./7000 RPM | 3.4 л.с./7000 RPM | — |
Крутящий момент | 3.8 N·m (0.39 kg·m)/5.000 RPM | 3.8 N·m (0.39 kg·m)/5.000 RPM | — |
Ход поршня | — | — | 37.8 × 44.0 мм |
Степень сжатия | 10.0 | 10.0 | 10.0 |
Обороты холостого хода | 1700 RPM | 1700 RPM | 1700 RPM±100 |
Свечи | CR7HSA | CR7HSA | CPR6EA-9S, Denso U20EP-R9 |
Допустимый зазор свечи | 0.6—0.7 мм | 0.6—0.7 мм | 0.8—0.9 мм |
Объём бака | 3.4 л | 3.4 л | 4.3 л |
Аккумулятор | YTX4L-BS12 V-3 Ah (10HR) | ||
Покрышки спереди | 2.25-17 | 2.25-17 | 60/100-17 |
Покрышки сзади | 2.5-17 | 2.25-17 | 60/100-17 |
Масло | JASO MA, 10W-30, API: SL | ||
Объём замены масла | 0.6 л | 0.6 л | 0.8 л |
Объём картера масла | 0.8 л | 0.8 л | 1 л |
Замена масла | 3000 км | 3000 км | 3000 км |
Замена воздушного фильтра | 10000 км | 10000 км | 10000 км |
Какой выбрать каб
Мой стандартный ответ на этот вопрос: самый лучший каб — живой. Из всего многообразия лучше взять любой в хорошем состоянии — тогда не будет вопросов о том, на какой запчасти есть, а на какие нет, надежный ли инжектор или лучше карбюратор. Но выбрать по одному этому параметру слишком идеальная ситуация, поэтому вот вам в помощь несколько сравнений.
Карбюраторный или инжекторный
Моя рекомендация такая: берите карбюратор, если топливо в вашем регионе плохое, а вы постоянно съезжаете с асфальта в какие-то леса с ветками, поля с бурьяном. Плохим топливом не убьёте инжектор, а ветки не будут пытаться оборвать вам датчики, например лямбда-зонда. Берите карбюратор, если вы собираетесь ездить постоянно. Карбюратор, так или иначе, всегда можно поддерживать на ходу китайскими запчастями, пока едут японские.
Берите инжектор, если вы эксплуатируете в городе и заправляетесь на заправках с хорошим топливом, не хотите чувствовать запах бензина и не хотите настраивать топливную смесь. В целом, инжектор — классный вариант для тех, кто не хочет заниматься тюнингом мопеда и вообще в него залезать, но есть не призрачный шанс взять потасканный и тогда ковыряться надо, а это сложнее и дороже, чем на карбюраторном.
Классический каб АА01 или поколение АА04 с 2012 года
Выбирайте старое, классическое поколение до 2012, если вас зацепил его внешний вид и неприхотливость. Для них можно легко найти китайские запасные части в наличии, встретить запчасти на разборке или заказать из Японии. На него есть аксессуары и гораздо больше информации в сети. Классический каб не такой комфортный, но он весь такой ламповый и есть ощущение единения позвоночника с дорогой.
Если вам нравится внешний вид поколения АА04, то тогда выбирайте его: бак 4.3 литра как у карбюраторных, а расход меньше, указатель уровня топлива на приборке, меньше вибраций, мягче ход, чуть дальше отодвинули сидушку, чуть выше расположили руль, добавили электростартер. Суммарно новое поколение AA04 более человечное, эдакий комфортный диван.
Если вам хватает денег на поколение АА09, то лучше выбирать его. Он и комфортный, классно выглядит, да и ресурса хватит надолго, потому что их только начали производить в 2018 году.
Колеса 14 дюймов или 17 дюймов
Управляемость с колёсами 14 дюймов лучше, если нужно много маневрировать в условиях города, дворов или леса. Как будто должны сильнее чувствоваться ямы, но такого эффекта я не заметил. Колеса 14 дюймов гораздо сложнее найти, особенно если нужны городские. Небольшой выбор внедорожных есть, потому что размер совпадает с питбайковским.
17 дюймов — выглядят классно и уверенно держатся на дороге. При этом всё также нет никаких проблем с маневрированием, но просто это получается не так резво, как на 14 дюймах. Резина для такого диаметра гораздо доступнее — по России продаются покрышки от китайцев до Мишлена.
Каб или аналоги: Yamaha Townmate, Suzuki Birdie
Шли восьмидесятые года — Хонда производит кабы и всё у неё хорошо. Конкуренты в этот момент выпускают Таунмейт и Бёрди — богатые на опции, технически более искусные. Взять тот же кардан на Yamaha TownMate, который не призрачно подкупает даже меня. Хонда отвечает выпуском Honda Super Cub Custom, который похож в дизайне на конкурентов и догоняет их по функциональности. Но что более важно, почти все запчасти, которые были выпущены для обычного каба тоже подходят и они уже везде есть. Полагаю, это сильно сдерживало продажи конкурентов и они в итоге прекратили производство.
Идёт 2022 год. Живых Таунмейтов и Бёрди уже исчезающе мало, их нечем обслуживать и неоткуда брать для них запчасти. Покупка Мейта и Бёрди — билет в один конец, может повезти и попадётся живой, но восстановить его уже будет нечем, на ваших глазах он будет только умирать. Мой совет, если собираетесь ездить немало, то даже не смотрите в сторону Ямахи и Сузуки. Их можно брать только если будете проезжать по две сотни километров в год на даче. В остальных случаях — только Хонда Супер каб.
Где купить Super Cub
Есть несколько путей: купить вживую или дистанционно по России, привезти из Японии, купить у меня.
Купить вживую или дистанционно по России. Удобно и если на мопед в наличии готовы предоставить аукционный лист или другую подтверждающую информацию — это жирный плюс. Нужно смотреть состояние — хорошие экземпляры в России случаются, как и поломанные и покрашенные. Если смотрите вживую, прочитайте на что обратить внимание при покупке Супер каба.
На аукционе в Японии больше выбор и больше шансов купить свежую технику, с известной историей. Привезти каб с аукциона не труднее, чем купить в России с отправкой транспортной компанией. Фотографии и оценки от аукционных инспекторов помогут понять состояние, но конечно и тут есть нюансы. Получение от начала переговоров до того, как он к вам приедет, занимает три-четыре месяца.
У меня в наличии. Я начал возить кабы в 2021 году и уже продал больше 10 штук, а отсмотрел на аукционе тысячи. За это время разобрался в нюансах и научился выбирать хорошие. Можете посмотреть, что есть у меня Вконтакте и заодно подписаться.
Лавка Шмелтера — Москва, кабы с аукционов с доставкой по России
Подпишитесь
Изучаю всё про кабы, ищу где купить запчасти, как обслуживать и делюсь всем этим у себя Вконтакте и в базе знаний по кабам.
https://xu5vsoyaglhyacl7fqwpteviie-adwhj77lcyoafdy-dilts-japan-com.translate.goog/lineup.html#honda
Сайт, где продают приблуду для любителей электронного тюнинга инжекторных моделей
Сергей, спасибо! А сами заказывали? Расскажете про опыт?
Здравствуйте! Можете подсказать про тайваньский супер каб 50?
Здравствуйте! Пока подскажу, что оригинальных тайваньских Супер кабов не существует, но возможно просто где-то напутали и нужно что-то подсказать про таиландские?
Привет, на JA10 продают цпг разной кубатуры на алиэкспресс и много еще чего.