Ты не успеешь на зеленый светофор. Отзыв о езде на мопеде
На мопеде я проездил один сезон, комбинируя поездки на двухколесном с двумя машинами. Пересев на двухколесный я сделал ещё один шаг к толерантности пониманию других участников движения. Проблемы которые в машине ты чувствуешь не очень остро/не чувствуешь вообще — для двухколесного могут оказаться фатальными.
Мой мопед/моторелла/скутеретта, в итоге с девушкой мы пришли к наименованию «моцарелла» — Honda Super Cub 2008 г. 50cc. Куплен во Владивостоке, благодаря помощи приятеля. И каков парадокс: в мире эта Хонда моторизированное транспортное средство с самым большим тиражом выпуска за всё время существования модели; в России я вижу много недоумения и непонимания того: на чём я еду, и уж точно никто не скажет, что у моего т/с 2008 год выпуска, а кто-то и в шильды Хонды не верит, всем упорно мерещятся Карпаты и прочие.
По началу было не совсем понятно, каких правил придерживаться и наловил от незнания несколько штрафов. То за полосу общественных т/с, то за шлем, то за МКАД (выезжать на него и ТТК нельзя), то забыл в/у. Но потом постепенно правила становились ясны и приняты, шлем куплен и поездка за поездкой приходил «каеф», отказ от МКАДа и ТТК пережит и даже осознана польза. Множество ограничений также накладывают технические характеристики мопеда. Например, его скорость не более 60 км/ч в таком городе как Москва превращает почти каждую поездку в длительную. Там, где нет затруднений на дороге, машина уверенно сокращает временной отрыв и склоняет его в свою пользу. Другое дело когда речь о: центре города днём, выезде в область после 18, парковке в центре и непредсказуемых происшествиях на дороге из-за которых всё встает — тут с мопедом трудно тягаться. Но выигрыш зачастую исключительно психологический. Моё личное ощущение по затратам времени на дорогу в сравнении машина/мопед — паритет.
То, что не так сильно влияет на тебя внутри кузова машины, на мопеде чувствуется совсем по-другому — это дорожная инфраструктура, в том числе дорожное покрытие. Снятый асфальт на машине проезжается совсем спокойно — на мопеде с узкими колёсами начинает мотать из стороны в сторону. Навигация и указатели не имеют большого значения, когда ты едешь в машине по Яндексу, который тебя как заботливая мамка направляет куда надо — на мопеде если ты не купил крепление для телефона (а его не так просто найти), то очень пристально смотришь за указателями. Внезапная яма на большой скорости для машины не принесет фатальных последствий в подавляющем количестве случаев — на мопеде может выбросить из седла и др. С другой стороны, на мопеде можно привстать.
Дополняют этот пункт погодные условия. Когда ты выходил из дома, было солнечно и без осадков, но совсем не факт, что так и будет на всем протяжении твоей поездки. Дождь не страшен сам по себе, как когда он пропитывает одежду, особенно хлопковую и даже ту, которая вы думали не промокает. Далее на скорости начинается обильное охлаждение мокрой ткани и становится совсем дубачно. Со шлема, по крайней мере с полузакрытого, будет стекать вода прямо между ног, что в дальнейшем может не очень хорошо сказаться на здоровье. Чтобы предусмотреть все ситуации, нужно брать с собой комбез (а в начале его купить), а также думать как спасти груз, если вы занимаетесь его перевозкой. Это и другие мелочи забирают какое-то время на подготовку, если вы только не сложите всё необходимое (шлем, перчатки, комбез и т. д.) в свой кейс на багажнике.
Отношение на дороге — это отдельный абзац. Существует достаточное количество адекватных водителей, которые считаются с тобой, как с равным участником движения. Они соблюдают правила приоритета, не вылезают перед тобой и вообще ведут себя в соответствии с ситуацией. Но есть и другая часть водителей, которая не даёт тебе расслабиться и заставляет постоянно быть в готовности к экстренным действиям. Это и бесстрашные миллиметровщики, которые не чувствуют габаритов или риска кого-то сбить; это стандартные выезжалщики со второстепенной и тут несколько вариантов: есть те кто тебя увидел, но всё равно начинает маневр и те, кто тебя не видел и даже не посмотрел в сторону приоритетного движения. А также: разговаривальщики по телефону; не смотрящие в зеркала заднего вида; не включающие поворотники и многие другие. Был на моей практике и учитель, который блокировал мне проезд на обочине, на которой мне, кстати, проезд разрешен в соответствии с ПДД. То и дело случаются ситуации, когда приливает адреналин и следующие десять минут ты твердишь себе, что ещё чуть-чуть и он отправил бы меня на тот свет. И, кстати, даже скорости 60 км/ч достаточно, чтобы обрести вечный покой.
Экономическая составляющая. Самое большое отклонение по сравнению с машиной кроется в этом пункте. Передвижение на мопеде сопоставимо по деньгам с передвижением на метро и в 4-5 раз дешевле, чем на авто. Например, каждый километр на мопеде экономит мне 3.5 рубля по сравнению с машиной. Километров я проехал 5300. То есть за сезон (примерно полгода) сэкономил 18550 рублей. За три-четыре года отобьется стоимость мопеда и его обслуживания. Если, конечно, твой мопед не утащат. Чтобы этого как-то избежать, стоить купить хороший замок (от 2.000 рублей). Периодически осознаешь необходимость в разных других ништяках, подумываешь о защите, шлеме получше, перчатках, вышеупомянутом комбезе, багажном боксе и так до бесконечности. Если взял ушатанный мопед, то нужно думать ещё и о его ремонте и периодических ТО.
Комфорт. В конце длительной поездки (а мы помним, что почти все поездки по Москве длительные) жопа квадратная, голова 68-о размера. Но со временем привыкаешь и обретаешь дзен. Познаешь прелести окружающего мира в визор с бОльшим обзором, чем в машине. Перестаешь спешить. Но во всех наслаждениях не забываешь про мудаков.
Междурядье. Междурядье используется, но исключительно в пробках и со скоростью не более 30-40 км/ч в зависимости от ширины свободного пространства. Пролетать на скорости во время движения мне не позволяют указанные выше характеристики, инстинкты самосохранения и обратное понимание водителей машин. Да и какой тут, порой даже опередить неугодного едущего со скоростью 59 км/ч не можешь. В мотобратство тебя принимают не все. Кто-то здоровается, кто-то игнорит. Когда едешь с коробкой на заднем багажнике здороваются единицы, что я абсолютно понимаю, особливо когда вижу узбека на мопеде якитории с огромной коробкой. В мопедное движение я добавился, но так и не совершил ни одной совместной вылазки и теперь уже не чувствую в этом потребности. Участником движа я не стал, скорее возымел отношение к мопеду, как к средству передвижения.
Мысли в конце сезона. С одной стороны мне нравилось ездить на мопеде, не думать о пробках, выбирая самые короткие/прямые маршруты до цели, делая это по цене проезда на метро. Исчез психологический барьер выезда куда-либо в час-пиковое время, просто прыгнул в седло и ловишь ветер. Но ближе к сентябрю-октябрю погодные условия брали своё и движение на мопеде превращалось из задорного «взял шлем и поехал» в «подготовился, утеплился, перепроверился, предусмотрел, внутри рюкзака всё в пакет, себя в пакет и поехал, попал в неожиданную ситуацию». И вроде бы можно было ещё купить плащ, можно было бы ещё утеплиться, но смысл этого всего теряется. Кайфа становилось всё меньше, и холодными дождливыми осенними днями машина переставала казаться каким-то излишним атрибутом. Постоянное предболезненное состояние от езды под дождём максимально близко подводило к мысли, что всему своё время. Мысль мне понравилась, и мопед после консервации и заботливой чистки встал в теплой подсобке, ждать следующего года и подходящего для него времени.
P.S. А если ты думаешь, что поднажав на мопеде на газ, ты успеешь на зеленый горящий светофор, то смею тебя разочаровать — нет.