Если начать набирать мой сайт в строке поиска, первым подставляется pornhub.
Материалы по Супер кабуПутешествия «Плавленные штаны»

Позднее Ctrl + ↑

Тёплая осень в Дагестане

Мне нравится, какие возможности даёт Россия для путешественников. Есть выбор из гор, озёр, вулканов, таёжных приключений. По стране можно спокойно передвигаться в любом направлении, с минимумом платных дорог и других преград. Совсем не обязательно иметь крутой внедорожник с полным приводом, чтобы увидеть красивые уголки страны. В сентябре 2017 года я выбрал горный Дагестан.

Вид из национального парка Гуниб

Почему Дагестан?

Мне не нужно долго рассуждать о месте для путешествия. Не нужно принимать каких-то специальных решений, набираться решительности. Впервые меня зацепил Дагестан на выставке «Первозданная Россия». Этого хватило, чтобы запустить туристический курок. Я стал внимательнее относится к материалам о Дагестане, посмотрел несколько видео и думал о сезоне для поездки. Материалов в сети было не много, но по ним можно сориентироваться и выбрать места по душе. Для себя я решил, что поеду по горной части и нет желания исследовать города, кроме Дербента.

Бархан Сарыкум, Антон Агарков. «Первозданная Россия»

Есть внедорожный опыт от известного путешественника по удалённым уголкам России — Дениса Забелина. На своём Ниссане Патрол он преодолевает такие маршруты, которые вообще трудно вообразить. По Дагестану у него была майская прогулка с детьми.

Отличный материал о Кавказском Хребте от команды Антона Ланге. Дагестан появляется во всей красе всю первую часть фильма.

После поездки вышел материал РИА Новостей о Дагестане, а также куча материалов от блогеров на Ютубе: Варламов, Макс Листов, Кикстартер.

На чём поехал

Моя машина — боевой товарищ Ниссан НВ200 с которым мы изрядно поездили по стране. На ней я доезжал вплоть до Владивостока и Магадана. Но передний привод машины часто утыкался в непреодолимость бездорожья и исключения из маршрута труднодоступных достопримечательностей. Пофиксить я решил это так — к машине я купил мопед, закидываю его в багажник и выезжаю на дальнее расстояние с комфортом машины и безудержно угараю на мопеде на местности. Могу взять лишних вещей, чтобы на месте уже принять решение что оставить, а что взять с собой на двухколесного.

В горах Грузии. Машине тяжело из-за колёс, подверженным проколам, и отсутствия полного привода

После поездки я понял, что машина с передним приводом справится в большинстве ситуаций. Полный привод не сильно нужен, потому что покрытия хоть и суровые, но твердые — машина буксовать не будет. Гораздо важнее высокий дорожный просвет, чтобы не цеплять особенно высокие камни в горах. Как, например, у Лады Гранты в прокате. В самых суровых местах будут стоять УАЗики, которые смогут вас поднять на нужную высоту. Видел такие в Гамсутле и на Шалбуздаге.

Добраться из Москвы

Выезжал из Москвы по М6 на Волгоград, там у меня родственники у которых смог заночевать. На выезде из Волгограда попадаю на проверку документов и тут мне задают вопросы, от которых я в Москве отвык: «документы на мопед есть?». Есть товарный чек из магазина или бумага из транспортной компании о его перевозке — иметь эти документы с собой не нужно, но помогло бы в такой ситуации. Я без задней мысли оставил их дома и потратил пять часов на разговоры со следователем. А по приезду домой получил письмо с отказом в возбуждении уголовного дела. Дальше через Элисту и Кизляр стремлюсь в Хасавюрт.

Мотра избежала уголовной конфискации и доехала до Хунзахского плато

Ещё один забытый момент — страховка машины. Я не успел её оформить и пустил дело на самотёк. До выезда из Волгограда меня не остановили ни разу. На Кавказе тормозят часто и страховку спрашивают — так одного из инспекторов на въезде в Дагестан звали Камал. Он меня за неё оштрафовал, но тут же я начал знакомиться с положительной стороной этой остановки. Камал сам спросил, где я буду останавливаться и какие у меня планы. После разговора предложил поставить машину на всё время путешествия ему во двор в Тотурбийкале.

НВ200 и Мотра во дворе Камала

Ради чего стоит ехать

Моя цель поездки кристальна — увидеть как можно больше природной красоты и этот пункт я выполнил полностью. Вторая половина сентября не так красочна, потому что уже всё суховато, но ещё нет осенних красок, но погодные условия прекрасны и палатку я поставил всего один раз. Спал в гостях большинство ночей, а в остальное время спокойно можно было спать в спальнике под открытым небом. Заночевать в отеле и гостевом доме тоже можно — по всему Дагестану развивается отельный бизнес, но с разным представлением о чувстве прекрасного. Стабильности в качестве услуг нет, но, в целом, услуги есть.

Мопед позволяет не обращать внимание на качество дороги, поэтому я выбирал самые прямые маршруты, обозначенным как пешеходные тропинки в «Maps.me». Это были дороги с хорошим гравийным покрытием и людей на них я встречал редко. Был и асфальт, на котором отдыхал от потряхиваний

Мой маршрут по Дагестану, который можно проехать на машине

Хасавюрт → Бархан Сарыкум → Дербент → Гора Шалбуздаг → «Крепость семь братьев» в Хучни → Кубачи → Гунибское плато → Карадахская теснина → Хунзахское плато → Мемориал Ахульго → Сулакский каньон → Хасавюрт.

Бархан Сарыкум.Самый высокий одиночный Бархан в Европе. Добирайтесь на чём угодно до станции Кумтор-Кале, там будет смотровая площадка. Не ходите по хребту — иначе Бархан очень скоро превратится в песочницу.

Дербент. Крепость Нарын-кала, Джума мечеть, Старый город. У меня денег не было, но может воспользоваться гидом будет полезно.

Гора Шалбуздаг. Священная гора для мусульман и место паломничества. Гостям тоже рады. На машине можно подняться до 3500 метров. До 4142 м пешком

«Крепость семи братьев», Хучни. Из-за крепости ехать не стоит, 4 стены расписанные баллончиками среди бурьяна.

Кубачи. Ювелирная мастерская Дагестана. Можно купить ювелирные украшения местных мастеров. Приятные виды пока добирался и растёт много боярышника и шиповника. 300 дней в году здесь туман — отличные условия, чтобы скрыть своё ремесло от посторонних глаз.

Национальный парк Гуниб, Гунибское Плато. Езжайте.

Карадахская теснина. Всегда было интересно увидеть картину как в мультиках: ты идешь по какому-то ущелью, а вокруг тебя выросли стеной скалы и наступает «саспенс». Технику нужно будет оставить у моста перед тесниной, дальше пешком.

Хунзахское плато, Водопад Тобот, Цада, Хунзахский историко-краеведческий музей, Матлас. Плато роскошное, стоит доехать на его край. С водопада тоже хороший вид. Посёлок Цада меня привлек из-за Расула Гамзатова. Я вырос в Саратове и там стоит памятник «Журавли». На территории комплекса играет песня стихи для которой написал Расул Гамзатов. Но в посёлке Цада скорее дом его отца, ещё более почитаемого в Дагестане мудрейшего Гамзата Цадасы. До Матласа доехал, но не разобрался куда там съезжать за красотой. Посмотрите https://drugoikavkaz.livejournal.com/11726.html

Ахульго. Мемориал посвященный русско-кавказской войне и одному из сражений. Эпичные виды

Сулакский каньон. О нём будут упоминать все со стороны Хасавюрта, Махачкалы. Там красиво, но после всего горного Дагестана я даже фотографии не сделал и впитывал глазами.

Фото Антона Агаркова

Люди и безопасность

Я стараюсь уберегать себя от предрассудков. Зачастую они складываются из абстрактного: «да они там все», «да все так говорят», «да это и коню понятно». Ну раз все, то тогда да. Когда начинаешь докапываться до глубины, причем у тех же людей — им всё всегда ясно и понятно без первоисточника. Им хватает простого информационного шума, чтобы сложить свою стройную картину мира. С этим я уже многократно сталкивался, сообщая о своих предстоящих путешествиях. По пути на Байкал я должен был убить машину. По пути во Владивосток меня должны были убить где-нибудь на стоянке. По пути в Магадан меня бы взяли в заложники и дороги туда нет, как я вообще собираюсь ехать? Что уж говорить про отзывы об идее одиночного путешествия в горы Дагестана :-) Я знаю эти истории с отрицательными сюжетами, но я перестал на это обращать внимание.

Я понятия не имел, какие порядки в Дагестане. Ожидал, что будет сильное религиозное давление и неудобства, с этим связанные. Представлял своё путешествие как прогулку по минному полю. Камал и его племянник Арабдин были первыми, кто начал это ощущение развеивать. Их двор был пуст на всё время путешествия и я оставил там машину. По неопытности пытался дать 500 рублей за стоянку, но Арабдин посмотрел на меня так, что я моментально понял свою ошибку. Этот случай гостеприимства не единичный.

Девушки в супермаркете, которых обещал сфотографировать.

Вот ещё одна история. По пути из Кубачей в Гуниб я не рассчитал с ночлегом и ночь ВНЕЗАПНО застала меня в горах. Днём ранее я спускался с гор и у меня сгорели все лампы, кроме переднего габарита. Обломился провод зарядки телефона, на котором оставалось 15% заряда. За день езды под солнцем я устал, но мне было невероятно страшно поставить палатку, я не чувствовал себя в безопасности. В таком состоянии я находился часа полтора. До следующего посёлка ехать оставалось минут 50, но уже через 20 я встретил чабана, который позвонил своим хозяевам и меня в посёлке встретили. По пути в эту условную известность отпускало всё больше. В посёлке меня встретили, накормили, напоили, пригласили ночевать в основной дом.

Ехал, освещая дорогу свечкой

На всём пути встречали люди, которые готовы общаться, помочь, пригласить в гости. Во всём Дагестане не нашлось человека, который бы на меня наехал, оскорбил. Мне не приходилось избегать общения или неадекватного поведения, в том числе под синькой. В поездке я выполнил норму по общению за все поездки, которые у меня были до этого. Тело на 80% начало состоять из чая. Утомительно только рассказывать зевакам сколько мопед стоит, сколько жрёт и сколько прёт. В гостях же темы были разные, от мироустройства до бытовых болей, но все были едины в негодовании «от чего у Дагестана такой ореол опасности?»

Дядя Рома с внуками. Глава семье который всё крепко держит в своих руках. Чувствуется, что он большой хозяин в своём доме. В первый вечер, когда я остался без света, зашёл в магазин за лимонадом, а сын дяди Ромы уже собирался закрываться и пригласил меня домой.

Рамазан с сыном из села Хучни. Несмотря на то, что «Крепость семи братьев» в заброшенном состоянии, прямо на площадке перед ней я встретил Рамазана с кучей детей. Он преподаватель и вывез их поиграть в воллейбол, пострелять из пневматики и устроить пикник. Любит стрелять из лука и держит у себя аквариум (вот уж чего я не ожидал увидеть в дагестанском селе). В общем не пренебрегает красотой и удовольствиями этого мира. Редкий человек не только для Дагестана, но и в целом для России. А ещё у него есть гуси!

Колин Фаррелл, по-простому Магомед — отец четырех детишек и ему всё мало! Говорит, что и мне надо жениться (завидует путешествиям, хехе).

Не всегда думаешь о фотографии и у меня нет полной коллекции людей, которые участвовали в моей жизни. Например, чабанов, с которыми вместе готовили куропатку и ночевали в кузове Газели в горах. Или Арсена с Асланом из села Цугни, которые приютили после ночных приключений в горах.

Вид из Газели, в которой мы спали втроём

Про безопасность. Я испытал положительные эмоции со всеми известными мне людьми. Тем не менее в Дагестане и вообще есть на Кавказе блок-посты с проверкой документов и записью в какие-то списки, а также постоянными билбордами о бдительности против террористов. Урезонивал себя мыслью, что ФСБ не пустит в районы, в которых введён режим Контр-террористической операции или просто оказываться не нужно. Казалось бы, один такой бесстрашный дурак, но в 2020 году я вернулся в Дагестан и привёз сюда девушку.

Что я думаю о поездке

Дагестан — концентрат России. Всё что положительное и отрицательное связано со страной тут достигает своих предельных высот. Для туристов будут проявляться стороны положительные: красота региона, готовность помочь людей, их гостеприимство. Отрицательные стороны при желании вникать тоже найдутся, но они направлены скорее на жильцов региона: разобщенность национальностей внутри Дагестана, кумовство, коррупция, малоденежье. Отрицательный момент, который вас всё же коснётся — обилие мусора в некоторых местах.

Маршрут вышел на 1100 км. Мопед почти всё выдержал и привез меня обратно в район Хасавюрта. На мопеде мир влияет на тебя сильнее, ощущения острее, становишься более открытым. Раньше, я столько не общался ни в одном из своих путешествий, но думаю это больше заслуга Дагестана, чем двухколесного.

Мир вам.

Honda Super Cub, база знаний C50, C70, C90, AA01, HA02 до 2011 года

Собирательное руководство по эксплуатации скутеретты Супер Каб. Здесь собраны официальные инструкции, опыт сообщества и личные рекомендации. На странице есть самые ходовые артикулы запчастей из каталогов, к ним добавлены известные аналоги, и указаны ссылки на магазины, где можно купить запчасти. Если сомневаетесь в написанном, обращайтесь к выложенным здесь же первоисточникам на японском и английском: каталогам и инструкциям.

Этот материал про обслуживание и использование. Если вы хотите познакомиться с моделью, разобраться какие бывают и как улучшат вашу жизнь — посмотрите материал по существующим версиям Каба, как их выбрать и где купить.

Самая многочисленная версия Каба 50сс, производилась в таком виде с 1982 по 2011 год

Эта база знаний охватывает Кабы, которые производились до 2011 года включительно и наиболее популярны в России. Номера рам: C50, C70, C90, AA01, HA02, инжекторные и карбюраторные. Отдельно есть база знаний AA04, JA10 с 2012 года.

Как узнать год выпуска

Для того, чтобы узнать год выпуска, нужно найти номер рамы или наклейку под сидушкой. Затем воспользуйтесь двумя основными материалами для определения года выпуска: по номеру рамы и по наклейке под сидушкой.

Слева направо: номер рамы под левой пластиковой крышкой, номер двигателя под левой крышкой двигателя, наклейка под сиденьем

На примере фотографии: возьмём номер рамы и откроем первый материал — номер рамы попадает в период между 1986 и 1991 годами. Воспользуемся наклейкой под сиденьем и вторым материалом и там будет понятно, что C90-H — 1987 года выпуска. Это самые достоверные данные о годе, после которых можно посмотреть на другие отметки разве из интереса: гравировка даты под пультом, на дисках и совсем редко на дату на резине.

Как пользоваться полуавтоматической коробкой

Не все сразу начинают пользоваться полуавтоматом так, как будто ездили на нём всю жизнь. Кажется, что передачи переключаются жестковато, с покачиванием мотоциклиста. Всё становится плавнее в процессе — накатанность влияет на ощущения от коробки. Для начала отрегулируйте сцепление, чтобы исключить плохие ощущения от неправильной настройки — видео-инструкция в конце раздела.

Переключать передачи: вниз давите четко, отпускаете плавно. При переключении вверх 1→2→3 — газ нужно сбросить и переключить. При переключении вниз 3→2→1 — газ можно поддать или просто производить переключение на скорости 15—20 км/ч с третьей на вторую, до 10 км/ч со второй на первую. Сразу это может быть невпопад, со временем всё получится.

На коробке есть блокировка от случайного переключения передачи с третьей на нейтраль, чтобы на 60 км/ч вы не включили первую. Работает в движении, позволяет переключиться только после полной остановки. На почтовике такой защиты нет, там можно включить нейтраль на ходу.

Чтобы удобнее переключать пяткой — можно поменять положение лапки КПП и поставить заднюю часть повыше, переднюю опустить. Можно поменять рычаг КПП на мотоциклетный и производить переключение носком. Довольно распространенный вариант: переставлять носок с передней на заднюю часть. Автор этой заметки ездит так постоянно и даже не пытается переключиться пяткой.

Отрегулируйте положение лапки, чтобы переключать пяткой или просто переставляйте носок

Если мопед набирает обороты, но не ускоряется — это проскальзывание сцепления. Начните с замены масла на подходящее — это я описал в следующем разделе. Если замена масла не помогла, то пора менять фрикционные диски сцепления.

Фрикционные диски сцепления комплект 3 шт, подходят для Кабов до 2011 года:
EBC CK1148
Ferodo FCD0107
Newfren F1639
TRW MCC101-3
Vesrah VC-148

Какое масло использовать

Параметры масла из официальной инструкции: SAE 10W-30, 10W-40, 15W-50, допуск JASO MA

Масло в Кабе работает одновременно в двигателе и в коробке передач — такая система называется «мокрое сцепление». В японских инструкциях для Кабов всех годов указано масло 10W-30 с допуском JASO MA для «мокрого сцепления». В американской инструкции есть привязка к температуре окружающей среды: до 35°C 10W-30, а при температуре до 45°C уже 10W-40.

Помимо температуры окружающей среды учитывайте ваши условия эксплуатации — вязкость в инструкции указана для случая, когда вы придерживаетесь разрешенных для Японии 35 км/ч и не насилуете его на бездорожье. Залить масло с другой вязкостью и раньше положенного интервала не страшно.

Вязкость в зависимости от условий эксплуатации
10W—30 — используйте масло с такой вязкостью, если вы ездите в спокойной режиме до 35 км/ч, без раскрутки ручки газа на полную.
10W—40 — стандартная вязкость для большинства ситуаций: город, в том числе с пробками, передвижение по грунту с редкими пробуксовками. Можно позволить периодические раскрутки в отсечку.
15W—50 — заливайте это масло в дальнее путешествие, когда ручка газа будет постоянно открыта на полную. Также, такая вязкость пригодится при внедорожных передвижениях с частыми пробуксовками и со слабым охлаждением двигателя.

Ничего страшного, если зальёте остатки автомобильного масла 5W-30, 5W-40, ещё ни один Каб не умер от свежего автомобильного масла. Правда, может проскальзывать сцепление и тогда лучше найти другой вариант. Если на полке есть выбор, посмотрите масло от дизельных грузовиков — в нём крепкие базовые масла, и рецептура часто выполняет стандарт JASO MA, но это никак не заявляется.

В подборке указаны масла, которые чем-то лучше, чем-то хуже, но двигатель будет работать нормально с любым.

Мотомасла 10W-40 допуск JASO MA

Марка масла Стоимость Артикул
Eni i-Ride 10W-40, 1 л ≈350 ₽ ENIIRIDEMOTO10W401
Zic M9 4Т 10W-40, 1 л ≈400-450 ₽ 137210
Eurol Motorcycle 10W-40, 1 л ≈450-500 ₽ E1000971L
Castrol Power1 10W-40, 1 л ≈600 ₽ 15688B
Motul 5100 10W-40, 1 л ≈600-750 ₽ 104066

Как поменять масло, сколько, как часто

Интервал замены масла в официальной инструкции — 3000 км.
Масляного фильтра в Кабе этого поколения нет.

Официальная инструкция подразумевает, что и пользоваться вы будете «официально»: не ездить больше 35 км/ч, никакого бездорожья и пассажиров на 50 кубах. К цифре 3000 км стоит относиться как к ориентиру и по мере усложнения условий эксплуатации уменьшайте этот интервал.

Если меняете масло впервые после покупки, купите недорогое масло, прокатитесь на нём 100—200 км и слейте. Так вы промоете картер после неизвестного масла с неизвестными интервалами замены за лишних 200 ₽. В тяжелых случаях можно повторить. Если вы сливаете черное масло — оно необязательно плохое, наоборот, масло хорошо отмывало двигатель.

Обычно объём масла указан на этикетке на правой крышке двигателя. Меньшее значение — объём сливаемого масла, большее — общий объём картера. Если превысить максимальный объём, есть шанс продавить сальники.

На примере этой этикетки: объём сливаемого масла 600 мл, объём картера 800 мл
Внизу на картере есть два болта, похожих на сливную пробку. Для замены масла вам нужна правая по ходу движения.

Действия при замене масла

  1. Прогрейте картер небольшой поездкой
  2. Поставьте Каб на центральную подножку
  3. Открутите заливную пробку
  4. Подставьте емкость под картер, открутите сливную пробку — она справа по ходу движения, для неё подходит ключ 17 мм
  5. Понаклоняйте Каб в разные стороны, например за багажник
  6. Очистите тряпкой сливную дырку и закрутите болт с шайбой
  7. Залейте 600 мл, а затем смотрите уровень по щупу.
  8. Посмотрите уровень — вставьте пробку, не закручивая.
«Вафля» на щупе часто ломается — протирайте аккуратно

Как поменять масло в Кабе на видео

Воздушные фильтры

Интервал замены воздушного фильтра в официальной инструкции — 10 000 км.

Фильтр можно обслужить, это предусмотрено инструкцией — продуйте изнутри сжатым воздухом, снаружи пылесосом — это позволит выиграть время, пока придёт новый фильтр. Подразумевается, что такое обслуживание будет в рамках 10 000 км.

Артикулы воздушных фильтров

Фильтр Артикул Где искать
Диаметр отверстия 39 мм, большой корпус 17211GB4010, Hiflo HFA1002, NTB Легко найти неоригинальный Hiflo HFA1002 поиском в Яндексе
Диаметр отверстия 39 мм, до 2000 года 17211GB4680, NTB Япония → Емекс, ZZap → Поиск в Яндексе
Диаметр отверстия 50 мм, 2000—2012 год, включая инжекторы 17211GBZ700, NTB, размеры Япония → Емекс, ZZap → Поиск в Яндексе

Свечи

По свече нет указаний замены в километрах, ориентируйтесь на внешний вид и зазор. Оставляйте старую в запасе, на случай если с новой какие-то проблемы. Используйте C6HSA при прохладном межсезонье, C7HSA при полноценном теплом сезоне.

Заводские параметры свечей

Год мопеда Артикул свечи Зазор, не больше
До 2007 NGK C6HSA, C7HSA, Denso U22FS-U 0,6—0,7 мм
Инжектор 2007—2011 NGK CR6HSA, CR7HSA, Denso U22FSR-U 0,6—0,7 мм

Карбюратор

В карбюраторе большой простор для обслуживания. Чаще всего хватает простой разборки, чистки, настройки карбюратора, чтобы всё работало как надо. На случай, если всё плохо — ремкомплект можно купить на Webike или от Альфы, но оттуда не всё подходит.

С завода настроить можно не все карбюраторы, на некоторых Кабах нет засечки под отвёртку — тогда нужно сделать засечку под шлиц самостоятельно. Затем поиграться с винтами так, чтобы реакция на ручку газа была мгновенной в обе стороны — открытия и закрытия. Правильность настройки подскажет свеча после работы мотора — она не должна быть в чёрном налете, в таком случае карбюратор богатит, или в белом — значит, что смесь бедная.

Размеры карбюраторов

Модель Размер диффузора
C50 14 мм
С70
С90 16—19 мм, зависит от года

Видео как разобрать и почистить карбюратор

Какой бензин заливать? Какой расход?

И карбюратор, и инжектор с одинаковой степенью сжатия и им подходит бензин с октановым числом не ниже 90. Чем выше октановое число, тем выше температура горения, и отложений в двигателе остаётся меньше. Ещё от высокооктанового бензина можно ощутить увеличение мощности и снижение расхода, правда, на уровне погрешности. Можно постоянно ездить на любом одном, а можно чередовать заливку АИ92 и АИ95 — ориентируйтесь на местные заправки и своё чувство прекрасного.

Объем топливного бака

карбюраторные 4.3 литра
инжекторные 2007—2011 года 3.4 литра

Стандартный расход

Модель Расход
С50 карбюраторный 1.8—1.9л/100 км
С50 инжекторный 1.6 л/100 км
С90 карбюраторный 2.2—2.6л/100 км

Цепи и звезды

Стандартные параметры звезд

Модель Ведущая звезда Ведомая звезда Шаг и звенья цепи
AA01, C50 13 39 420, 98 звеньев
Почтовик, C50 13 42 420, 100 звеньев
Литл Каб, C50
Кастом Каб, C50 13 42 420, 100 звеньев
HA02, C90 15 39 420, 100 звеньев

Также продаётся и помещается комплект звезд и цепи с размером 428 — у него выше ресурс, но при этом увеличивается вес комплекта и нагрузка на двигатель возрастает. Менять звезды почаще или больше нагружать двигатель — выбор за вами. Чтобы поменять размер на 428 или на 420, нужно менять весь комплект звезд и цепи.

Ведущая звезда немного болтается на валу — это нормально.

Чтобы сделать максимальную скорость чуть больше, обороты меньше, передачи подлиннее — поставьте ведущую звездочку на зуб больше или ведомую на несколько зубов поменьше, например 14×39 на Супер Кабе; 14×42 на почтовике, 16×39 на С90. Большинство кабоводов говорят о положительных изменениях в движении при такой небольшой замене.

Соотношение передаточных чисел

Зубья 13 14 15 16 17
36 2.77 2.57 2.40 2.25 2.12
38 2.92 2.71 2.53 2.38 2.24
39 3.00 2.79 2.60 2.44 2.29
40 3.08 2.86 2.67 2.50 2.35
41 3.15 2.93 2.73 2.56 2.41
42 3.23 3.00 2.80 2.62 2.47

В России для Каба существует большой выбор цепей и звезд. Например, комплекты от китайской Альфы, которые можно купить в любой ближайшей мопедной лавочке. Если ездите немного и не быстро, то подойдёт и такой, будет служить несколько лет в режиме 500—1000 км в сезон. Нюанс: к китайским звёздам не подходит японский замок звезды — они не совпадают по посадочным размерам. Смотрите, чтобы в комплекте был китайский замок или купите отдельно.

Есть более качественные варианты: например звезды AFAM или JT, в сочетании с цепью D.I.D. или EK — такие комплекты стоят дороже, но и ресурс у них выше. Это ваш вариант, если ездите постоянно и хотите поменьше заниматься подтяжкой цепи.

В зависимости от качества комплекта, смазки и натяжки цепи, комплект будет служить 5000 км (самый ужасный китай) — 15000 км (JT + D.I.D.).

Артикулы цепей и звезд, ссылки на магазины
Цепь DID 420D, 100 звеньев — 420D100
Цепь DID 420D, 106 звеньев — 420D106
Цепь DID 420NZ3, 106 звеньев — 420NZ3106
Официальный дилер D.I.D

Ведущая звезда 13 зубьев — 23800GB4000, JT JTF253.13, AFAM 20101-13, NTB, тайваньская SFR
Ведущая звезда 14 зубьев — 23800040010, JT JTF253.14, AFAM 20101-14, NTB, тайваньская SFR
Ведущая звезда 15 зубьев — 23801179700, JT JTF253.15, AFAM 20101-15, NTB, тайваньская SFR
Ведущая звезда 16 зубьев — JT JTF253.16, AFAM 20101-16, тайваньская SFR

Ведомая звезда 36 зубьев — 41201GB5810, AFAM 10105-36, JTR257.36, размер
Ведомая звезда 39 зубьев — 41201GT0750, JTR211.39, Китако, размер
Ведомая звезда 40 зубьев — JTR257.40, размер

Особняком стоит задняя звезда для почтовика — у неё нестандартное центральное отверстие и звезды от Альфы не подойдут. Поиск аналогов от других мотоциклов пока не дал результатов, но в России в продаже есть звезда JT специально для почтовика.

Ведомая звезда почтовика 42 зуба — 41201GBJ740, JTR120342, Китако, размер

Как обслуживать цепь и звезды на Кабе

Интервал для смазки и натяжки цепи в официальной инструкции — 500 км.

На Кабе цепь без резиновых сальников — такую можно спокойно промыть в бензине или в любой другой химии, которая оказалась под рукой. Дайте цепи просушиться до того, как будете смазывать. После смазки тоже подождите 5—15 минут до того, как трогаться.

Чтобы звезды и сама цепь изнашивались меньше — следите за натяжкой. Проверяйте натяжку в окошке кожуха цепи — если упала ниже визуального центра отверстия, то пора доставать инструменты и натянуть.
Если преимущественно ездите по ровному асфальту, то натяните так, чтобы цепь отклонялась вверх в окне кожуха не больше чем на 1 сантиметр, а если по бездорожью то на 2 сантиметра. Добавляйте к этому полсантиметра, если весите 100+ килограмм.

Видео как натянуть цепь

Видео как заменить цепь

Какую резину ставить и какое давление

Заводские размеры покрышек

Модель Переднее колесо Заднее колесо
C50 2.25-17 2.25-17
С70 2.25-17 2.50-17
С90 2.50-17 2.50-17

Заводские параметры давления покрышек

Колесо Обычный Каб Почтовик
Переднее колесо 1.75 атм 2.0 атм
Заднее колесо 2.0 атм 2.25 атм

При подборе нужно обращать внимание на размер в сочетании с шашками. Переднее крыло может вместить покрышку 2.50-17 или 70/100-17 с любыми шашками, а 2.75 подбирайте с шашками поскромнее или без них. Назад можно поставить 2.75 с любыми шашками, а 3.00 со скромными или без них.

Есть нюанс, что игра с размерами упирается в мощность Супер Каба С50 — крутить колёса больше 2.50 ему будет достаточно тяжело. Чтобы компенсировать тяжесть колёс 2.75 — поставьте ведущую звезду на один зуб меньше или ведомую на несколько зубов больше. С90 этому подвержен меньше, он спокойно переварит 2.75 на двух осях.

Модели шин, которые можно найти в России

R17

· Петрошина передняя Л358, задняя Л359, внедорожная Л263
· Kenda дорожная K422, смешанные покрытия K761
· Duro смешанные покрытия HF307, внедорожная HF333
· Mitas дорожная MC11, смешанные покрытия MC51, внедорожная C-19 Магазин Митас
· Metzeler дорожная ME22 Мосавтошина
· IRC дорожная NR6, смешанные покрытия TR1, внедорожная GP1
· Pirelli City Demon
· Michelin City Pro Мосавтошина

R14

· Wanda P2005 — адекватный размер и можно представить, что это резина для турэндуро, а не для пит-байка

Присылайте ссылки в комментарии.

Камеры

· Камера IRC — хорошая базовая камера
· Усиленная камера IRC — в ней есть смысл, только если постоянно ездите по бездорожью или с двойкой
· Ободные ленты

Отзывы о покрышках для Honda Super Cub

При замене покрышки — киньте её на солнце или нагрейте её борт феном и используйте шиномонтажную пасту, так меньше шансов погнуть обод. При использовании воды и мыла колпачки спиц начинают ржаветь.

Видео как снять заднее колесо
Видео как поменять покрышку

Лампочки

Обычно нет никаких проблем подобрать в живую. Но бывает, в наличии нет, а что это вообще за цоколь — неизвестно. По ссылкам поисковые запросы, в которых можно сравнить внешний вид ламп и по артикулу из примера заказать.

Расположение Маркировка Пример
Ближний/дальний 12V 30/30W P15D25-1 Koito 0411, Osram 62377
Поворотники 12V 10W T13 или 12V R10W BA15s Stanley WB001 или Osram 5008
Стоп/габарит 12V 18/5W T20 или 12V 18/5W BA15d Stanley W7874 или ставьте 21/5W
Подсветка спидометра 12V 2W BA7s Bosch 1987302224
Подсветка нейтрали и поворотников 12V 1.7W T10 Koito 1589

Опыт установки LED лампы в головной свет

Видео как заменить лампочку головного света

Внешний вид лампочек. Для стоп-сигнала, габарита и поворотников используются два типа, сравнивайте

Тормоза

Колодки и барабан ходят долго. Если у вас стертые накладки на тормозном барабане — это признак большого пробега у мопеда. Порой, вне зависимости от остатка фрикциона на колодке или барабане, их нужно заменить по старости/дубовости и наслаждаться новым качеством торможения.

Чтобы улучшить торможение без замены колодок — просто почистите тормозную пыль, которая скапливается внутри барабана, а также смажьте тормозной палец. Видео как снять колесо в разделе покрышек. Ещё не забудьте обслужить тросик тормоза — залейте в него универсальной не густой смазки, или замените.

Колодки для стандартного барабана
Honda 06450121730
DP Brakes 9126
EBC 303
Ferodo FSB704 ≈800 ₽
Galfer MF002 ≈950 ₽
Lucas/TRW MCS800
Newfren GF1043
Vesrah VB-101

Колодки для увеличенного барабана
Эти колодки на задний барабан почтовика и передний барабан С90 с 2001 года.
06430-GBJ-K10

Трос переднего тормоза — 45450GBJ830

Видео как заменить тормозные колодки

Аккумулятор

Аккумулятор во всех Кабах — YTX4L-BS, 3 а/ч.
Производитель заводского аккумулятора — Yuasa

От аккумулятора работают: стоп-сигнал, поворотники, лампа нейтрали и поворотников, гудок, а инжекторный мопед подаёт топливо для запуска.

В России легко найти аккумуляторы известных брендов, с ними всё стабильно: Exide, Bosch, Varta. Ещё ставили такие: Moratti (норм), Delta CT1204 (50/50), Red energy (не очень).

Видео как заменить аккумулятор

Передняя подвеска

Больная тема рычажной подвески в Кабе — переднее колесо наклоняется в сторону при торможении. Так происходит, когда изношены втулки. После замены капролоновых втулок пропадает расхлябанность и колесо не подламывает в сторону.

Существует два вида втулок: для рычагов нового образца без тавотниц и пресс масленки, а также для редко встречающихся рычагов старого образца — с пресс масленками для заливки смазки. Почти у всех — рычаги нового образца, соответственно и нужно взять втулки для нового образца. Если у вас на рычагах есть пресс масленки — берите втулки для рычагов старого образца.

Заказать комплект втулок из капролона с доставкой по России

Изнашиваются не только капролоновые, но и металлические втулки — появляются люфты и скрипы. Совсем правильно будет заменить и все остальное. Полный комплект для замены передней подвески в обычном Кабе с осью 10 мм и с рычагами без пресс масленок:

Расходники для верхнего крепления амортизатора
51489086000 ×2 сайлентблоки
51486086000 ×2 втулки
Расходники для нижнего рычага
91311PH7003 ×8 о-ринги
51336001000 ×4 металлические колпачки
51333001000 ×4 металлические колпачки
51334GK4970 ×2 втулки
51331GK4970 ×2 втулки
51312GK4971 ×2 втулки
51311GK4971 ×2 втулки

Задняя подвеска

Длина заводских задних амортизаторов — 330 мм.

Чтобы немного повысить клиренс, можно поставить амортизаторы длиной 340 мм без переделок. При амортизаторах длиннее нужно будет проставлять глушитель.

Чтобы сделать амортизаторы пожестче, например для тяжелых грузов или для пассажира — поставить китайские амортизаторы. Обычно, они жестче.

Чтобы не менять сами амортизаторы, можно поменять изношенные составные части:
Пружины задних амортизаторов — 52401GB4681
Демпферы задних амортизаторов — 52410GK4971

Сальники

Размеры сальников
· сальник кикстартера 13.8×24×5 мм
· сальник лапки кпп 11.6×24×10 мм
· сальник вторичного вала 17×29×5 мм
· o-ring регулировки сцепления 8×1,7 мм

· o-ring левой крышки коленвала 107×2 мм
· o-ring винтов левой крышки коленвала 6×1,7 мм
· сальник коленвала 18.9×30×5 мм

· сальник задней ступицы 27×40×6 мм (для «почтовика» не подойдут)
· сальник переднего колеса 21×35×7 мм

В каждой мопедной лавочке сальники продаются комплектами от 139FMB, но можно поискать покачественнее. Например, поиском в Яндексе или Гугле по размеру сальника.

Большой набор сальников для Каба
Набор из трёх сальников Takegawa
Набор китайских сальников

Подшипники

Переднего колеса, 2 штуки — 63002RS или 6300LLU
Заднего колеса, 2 штуки — 63012RS или 6301LLU
Задний ступичный, 1 штука — 6203Z
Заднего колеса почтовика — ???
Задний ступичный почтовика — ???

Как расшифровать цифры и буквы на подшипнике
6300 — размер подшипника;
2RS и LLU — наличие резинового уплотнения

Крутые производители подшипников: NTN/SNR, Koyo, NSK, SKF.
Можно найти поиском по размеру в Яндексе или Гугле, а также по размеру подшипника в магазинах запчастей типа Emex. Китайские от альфы тоже есть, но не советую.

Другое

Демпферы колеса комплект — 06410-GBJ-J01, NTB
Демпферы колеса комплект почтовик — 06410-GBJ-J40, NTB

Трос газа (82 см)— 17910GB4771, NTB
Трос переднего тормоза (125 см) — 45450GBJ830; NTB; китайский, подходит на троечку с плюсом
Трос спидометра затягивающийся винтом (98 см) — 44830GBJ000; NTB

Трос спидометра накручивающийся по резьбе  — 44830GB4680; ((https://www.webike.com.ru/products/20576843.html NTB)

Трос подсоса карбюратора (75 см) —

Стоп-сигнал Madmax за недорого https://japan.webike.net/products/20365912.html
Бензошланг Gates с тканевой оплеткой 5мм, 1 метр — 4324-10055
Паронитовый лист, 0.5мм 500х500мм — VSK00061735
Замок зажигания для карбюраторных Кабов подходит от Irbis TTR125. Для инжекторных Кабов нужна перепайка.

Ролик ГРМ KAYO большой 020012-004-8998
Ролик ГРМ KAYO зубчатый малый 020012-004-3572
Цепь ГРМ 82 звена (до 72 кубов) SFR 010136-909-5825
Цепь ГРМ 84 звена (от 90 до 110 кубов) SFR 010136-909-9539

Совместимость запчастей от Альфы, Дельты

Для таблиц использованы известные мне запчасти, которые можно повсеместно найти в интернет-магазинах. Используйте эти таблицы для сужения поиска, но не как истину. Вариантов китайских запчастей много, могу чего-то не учесть. Примерить вживую всегда надёжнее.

Двигатель
Индексы моторов Альфы, от которых подходят запчасти карбюраторному двигателю:
139FMB (50 сс),
147FMH (70—90 сс),
152FMH (110 cc).
Для инжекторных моторов от Альфы не подходит почти ничего.

Деталь Инжекторный Каб Карбюраторный Каб Нюансы
Коленвал ??
Шатун +
Цилиндр +
Поршень +
Поршневые кольца +
Маслосъёмные колпачки +
Цепь ГРМ + + 82 линка до 72 кубов, 84 линка для 90—110 кубов
Ролики натяжителя + +
Звезда распредвала + +

Ходовая часть

Деталь Обычный Каб Почтовик Нюансы
Ось передняя + + Диаметр оси 10 мм
Ось маятника Ось от Альфы толще и длиннее
Ось задняя + Длина совпадает, диаметр 12 мм. У почтовика толще
Колесо переднее + + Диаметр оси 10 мм, диаметр барабана 111 мм
Колесо заднее + Почтовику не встанет на ось
Барабан передний + + Может потребоваться доработка
Барабан задний + Может потребоваться доработка
Демпферы + У почтовика демпферы больше
Ступица +
Втулка ступицы +
Тормозные колодки ± ± Есть обычные (105×25 мм) и большие для почтовика назад (110×25 мм)
Кожух цепи + Возможно придётся подгонять отверстия. У почтовика шире дырка под ступицу
Ушки натяжения цепи + Нужен комплект с разноширокими отверстиями
Ведущая звезда + +
Ведомая звезда + У почтовика своя звезда

Другое

Деталь Подходит Нюансы
Пульт левый + Для управления поворотниками левой рукой
Пульт правый + Для управления светом правой рукой

Тюнинг двигателя, увеличение кубатуры

Каб создан для уверенной неспешности — любите его какой есть. Но если вам не хватает стандартной мощности 50 кубов, то есть несколько вариантов, как можно исправить ситуацию. Будьте осторожны, даже после тюнинга есть вероятность не получить желаемого эффекта и тогда стоит уменьшить ожидания или сменить технику.

— Поставить ЦПГ 72сс без замены головы ≈2000—3000 ₽. На китайских запчастях такое получится только в одном случае — нужно взять цилиндр 147FMH, а к нему низкий поршень от 139QMB скутера. Про такой способ рассказывает знаменитая статья «Озверин для „Каба“».

Цилиндро-поршневая группа 72сс, 47 мм ≈1500 ₽
Низкий поршень от скутера ≈300 ₽
Набор прокладок 47 мм ≈200 ₽

— Поставить ЦПГ 72сс ≈7000 ₽ Для этого: поменять ГБЦ, а также поставить карбюратор 16 мм и шире выхлоп. Это даст заветные 70 км/ч в любых условиях: в горку, против ветра, груженым. Процесс установки описан в руководстве по увеличению кубатуры.

Цилиндро-поршневая группа 72сс, 47 мм ≈1500 ₽
Головка блока цилиндра ≈2200 ₽
Карбюратор PZ16 ≈1000 ₽
Выхлопная труба Альфа ≈2000 ₽
Набор прокладок 47 мм ≈200 ₽

— Поставить ЦПГ 75сс от Kitaco ≈8000 ₽. Встанет на стандартную ГБЦ, даст прирост по тяге, но на высоких почти ничего не будет. Один из самых простых и надежных способов прокачать старт со светофора.

Комплект Kitaco для тюнинга карбюраторного Каба ≈8000 ₽.

— Для инжекторного мотора поставить комплект SP Takegawa ≈28000 ₽. Инжекторный Каб без номеров начинает ездить почти как карбюраторный Super Cub C90, но всё таки будет ему уступать. Вместе со скоростью также повышается и расход топлива до 2,5—3 литров. А плюсы, что вы по-прежнему без номеров, техосмотра и страховки.

Комплект SP Takegawa для тюнинга инжекторного мотора AA01 ≈28000 ₽

— Получить права и купить Super Cub C90, C110 или другой мотоцикл — 20—45 тысяч ₽. Это кажется шуткой, но зачастую тюнинг превращается в бесконечность, которая владельцу не нужна — ему бы ездить, а не ковыряться. В таком случае лучше взять модель, которая с завода выдаёт нужную скорость. Выучиться на права ≈20000 ₽, добавить денег к С50 и купить С110 ≈25000₽. Или сразу пойти и купить нормальный максискутер.

Каталоги запчастей

Все каталоги запчастей С50 до 2008 года
Каталоги на карбюраторные: С50 1995 года, C50 AA01 2000 года, C90 1992 года, C90 2007 года
Каталоги на инжекторные: АА01 Почтовик, C50 кастом и обычный

Магазины, где купить запчасти

Магазина «всё для Супер Каба» в России нет. Наша участь: нестабильно урвать запчасти с разборки, в сообществе, подобрать от авто или от Альфы вживую, бывают запчасти на Дроме. Оригинальные запчасти есть на Вибайке, Мегазипе и Импексе.

Запчасти из Японии
https://webike.com.ru/ — японский магазин, все оригинальные запчасти и тюнинг, запчасти по артикулу
https://www.megazip.ru/ — российский сервис, запчасти по артикулу
https://www.impex-jp.com — сервис для покупки запчастей с аукциона Яху, б/у узлы и новые

Запчасти в России
http://avito.ru — попадаются Супер Кабы в разбор
http://emex.ru — запчасти по артикулу
http://zzap.ru — запчасти по артикулу
Мотомир.рф — китайские запчасти по вменяемым ценам

Карта магазинов с запчастями в Москве

Набор необходимых инструментов

Ключи, головки: 8, 10, 12, 14, 17, 19, 23
Крестовая отвертка, ударная отвертка
Свечной 16 мм
Пассатижи
Монтировки, выкручиватель золотника
Размеры съёмников и ссылки для заказа

Известные проблемы

На спидометре моргает красная лампочка

Моргание красной лампочки означает, что вы превысили допустимые в Японии 35 км/ч для мопедов до 50 кубов. За вами уже выехала японская ДПС.

При торможении переднее колесо подламывается в сторону, до 2012 года

На передней рычажной подвеске изнашиваются втулки. Обратитесь в раздел подвески и закажите указанные там втулки.

Не заводится, карбюраторные Кабы

Проверить ключ зажигания → Добавить газа → Проверить положение крана карбюратора → Оттянуть подсос → Проверить свечу → Слить старый бензин

Мопед едет дёрганно, вяло реагирует на ручку газа, карбюраторные Кабы

Проверить свечу → Проверить воздушный фильтр → Настроить карбюратор → Замерить компрессию

Мопед дёргается на ходу, глохнет при откручивании ручки газа, инжекторные Кабы

У инжектора на бензонасосе есть топливный фильтр. Когда он забивается, то мопед начинает ехать рывками. Терминальная стадия — может завестись, потому что насосом подаётся много топлива при повороте ключа, но при открытии ручки газа глохнуть. Нужно отсоединить форсунку, снять бак, отсоединить фишку от него и снять топливный насос. Разобрать насос, удивиться количеству мусора, почистить топливный фильтр.

Моргает Check Engine, инжекторные Кабы

Моргания сигнализируют о неисправности. Например, может быть оборван датчик лямбда-зонда или вы налили слишком много масла в картер.

Посчитайте количество морганий, найдите это количество в списке:
1 — датчик давления на входе
7 — датчик температуры масла
8 — датчик дроссельной заслонки
9 — датчика температуры
12 — инжектор, неисправность цепи, неисправность датчика
21 — неисправность датчика о2
29 — клапан IAC
33 — неисправность блока управления двигателя
91 — катушка зажигания
105 — система подачи топлива, соотношения воздух/топливо

Что сделать после покупки

Поменять масло — Ютуб
Поменять свечку — Ютуб
Поменять воздушный фильтр — Ютуб
Поменять резину — Ютуб
Поменять тормозные колодки — Ютуб
Проверить люфт колесных подшипников — При смене резины
Поменять демпферы заднего колеса — Ютуб, как снять колесо
Заменить тросы тормоза и газа
Поменять цепь — Ютуб
Настроить сцепление — Ютуб
Поменять аккумулятор — Ютуб

Установка звукового повторителя поворотников
Японский ютуб-канал по обслуживанию Каба

Электрическая схема появилась благодаря Анатолию Резникову. У него на сайте можете найти доделки для Каба себе по душе.

Электрическая схема принципиальная Honda Super Cub, карбюратор.

Технические характеристики

Модель «Почтовик» C50, JBH-AA01 инжектор C50, JBH-AA01 инжектор
Длина 1.84 м 1.8 м
Ширина 0.675 м 0.66 м
Высота 1.02 м 1.01 м
Колесная база 1.18 м 1.175 м
Клиренс 13 см 13 см
Вес 87 кг 79 кг
Количество мест 1 1
Радиус разворота 1.8 м 1.8 м
Объём двигателя 49 см³ 49 см³
Мощность двигателя 3.4 л.с./7000 RPM 3.4 л.с./7000 RPM
Крутящий момент 3.8 N·m (0.39 kg·m)/5.000 RPM 3.8 N·m (0.39 kg·m)/5.000 RPM
Степень сжатия 10.0 10.0
Обороты холостого хода 1700 RPM 1700 RPM
Свечи CR7HSA CR7HSA
Допустимый зазор свечи 0.6—0.7 мм 0.6—0.7 мм
Объём бака 3.4 л 3.4 л
Аккумулятор YTX4L-BS12 V-3 Ah (10HR)
Покрышки спереди 2.25-17 2.25-17
Покрышки сзади 2.5-17 2.25-17
Масло JASO MA, 10W-30, API: SL
Объём замены масла 0.6 л 0.6 л
Объём картера масла 0.8 л 0.8 л
Замена масла 3000 км 3000 км
Замена воздушного фильтра 10000 км 10000 км

Руководство пользователя

Эта база знаний и есть расширенное руководство пользователя, которое отвечает на вопросы что, как, где поменять. Но для ценителей выкладываю оригинальные японские руководства пользователя.
Руководство Honda Super Cub C50 6v, карбюраторный + электросхема
Руководство Honda Super Cub C50, инжекторный

Переведенные руководства на русский:
Частично переведенный Honda Super Cub C50, инжекторный

Что ещё про эти ваши Кабы

Ветка на форуме Беспечный ездок
Украинский Honda Super Cub клуб в Инстаграме
Австралийские постибайки
Британский форум C90Club.co.uk

Подборка рекламных роликов Хонды
Рекламные плакаты Супер Каба: раз, двас, трис, четырес

#ненормальный_мотоцикл, рубрика дальних путешествий
Истории о путешествиях «Плавленные штаны»
Эд Марч и проект «c90adventures»

 67 комментариев    16780   2018   AA01   c50   c70   c90   HA02   Honda   Press Cub   super cub

Портфолио работ Павла Понина

Ищу постоянную работу, связанную с созданием контента. На этой странице я собрал примеры своих работ.

Написал статью для Тинькофф-журнала «Сколько стоит содержать аквариум»

Статья помогает новичку представить полную картину того, что нужно купить для аквариума, и сколько это будет стоить. Редактор: Дарья Дундукова.

Написал статью «Honda Super Cub — обзор, характеристики, как выбрать»

Материал для людей в начале воронки продаж, которая выглядит как: общий обзор моделей → на что обратить внимание при покупке → где купить.

Взял интервью у путешественника из Нидерландов

Развлекательный контент для сообщества любителей мопедов. Интересный опыт и вдвойне сложный: никогда не брал интервью, к тому же на английском языке. Мой уровень английского — скорее pre-intermediate, поэтому вопросы были заготовлены заранее, в процессе было немного импровизации. Мне повезло с главным героем: он был открыт и не обращал внимания на неопытность. В итоге, помог выпустить интервью про путешествие через полмира.

Написал сценарий ролика про бензиновую воздуходувку

Сценарий для видео для фирменного Ютуб канала. Начал сценарий с подготовительной работы: выяснил аудиторию и какие вопросы её волнуют. Проработал эти вопросы и то, как их иллюстрировать. Составил сценарий, который учитывает всю подготовительную работу с пониманием задачи.

Снял и смонтировал видео теста компрессоров

Главная задача канала на Ютубе — повысить узнаваемость интернет-магазина и сформировать лояльную аудиторию. Одна из болей аквариумистов, когда они выбирают компрессор — «насколько и какой шумит?». Видео отвечает на этот вопрос прямым сравнением шума популярных моделей.

Связаться со мной

Буду полезен в задачах, связанных с контентом: разработка задачи, заказ, производство, контроль качества и размещение. Интересно постепенное расширение функционала: Копирайтер/Автор (я здесь) → Редактор/Контент-менеджер → Контент-маркетолог (кем я себя вижу через 5 лет). Буду рад выполнить тестовое задание.

Напишите:
+7 903 188-2200
Почта, Телеграм
Профиль НН

 Нет комментариев    272   2018  

Самостоятельный дизайнер и усатый актёр

Две истории о неожиданных связях.

Самостоятельный дизайнер

В 2012 году Дептранс и фонд Городские проекты организовал конкурс по проектированию новой схемы метро. В финал в 2013 году вышли три схемы: Студии Лебедева, какого-то самостоятельного дизайнера и РИА Новости.

При сопоставлении схем метро мне больше понравилась работа самостоятельного дизайнера, за неё я отдал голос. Не помню как я рационально это описывал и было что-нибудь рациональное в моём выборе. Но победил Лебедев и наверное с этого момента я начал читать о нём больше и складывать представление, что это больше чем эпатажный матершиник из интернетов. История помнит победителей, про всех остальных я даже не стал читать.

Шёл 2018 год. Я лазил в тех же интернетах и на одном из сайтов вижу описание схемы метро Москвы. Свежей, красивой, не уступающей той, что сделали в Студии. Знакомлюсь с проектом и вижу несколько версий, уходящих к 2013 году. Задумываюсь. Перепроверяю автора этой работы и имя самостоятельного дизайнера на конкурсе. Самостоятельного дизайнера зовут Илья Бирман. Теперь он один из моих преподавателей в Школе редакторов бюро Горбунова.

Усатый актёр

Смотрел сериал Ольга. В какой-то из моментов вводится персонаж мента с фамилией Писюн — усатый актёр, который домогался Ольги. Первое появление зацепило, как будто моя жизнь как-то связана с этим человеком, но я не смог вытащить этого наружу и забыл. Но потом персонаж появляется вновь и я иду гуглить, кто это?

Писюн — Олег Тополянский. В 2015 году в Высшей школе сценических искусств он набирал курс в свою Мастерскую. Я перед этим проходил подготовительные курсы для поступающих в театральные ВУЗы и для нас у Олега Тополянского было специальное прослушивание. И я вспомнил, как невероятно зафейлил своими баснями, прозой и поэзией, глядя прямо в глаза этому человеку.

 Нет комментариев    381   2018  

Ты не успеешь на зеленый светофор. Отзыв о езде на мопеде

На мопеде я проездил один сезон, комбинируя поездки на двухколесном с двумя машинами. Пересев на двухколесный я сделал ещё один шаг к толерантности пониманию других участников движения. Проблемы которые в машине ты чувствуешь не очень остро/не чувствуешь вообще — для двухколесного могут оказаться фатальными.
Мой мопед/моторелла/скутеретта, в итоге с девушкой мы пришли к наименованию «моцарелла» — Honda Super Cub 2008 г. 50cc. Куплен во Владивостоке, благодаря помощи приятеля. И каков парадокс: в мире эта Хонда моторизированное транспортное средство с самым большим тиражом выпуска за всё время существования модели; в России я вижу много недоумения и непонимания того: на чём я еду, и уж точно никто не скажет, что у моего т/с 2008 год выпуска, а кто-то и в шильды Хонды не верит, всем упорно мерещятся Карпаты и прочие.

По началу было не совсем понятно, каких правил придерживаться и наловил от незнания несколько штрафов. То за полосу общественных т/с, то за шлем, то за МКАД (выезжать на него и ТТК нельзя), то забыл в/у. Но потом постепенно правила становились ясны и приняты, шлем куплен и поездка за поездкой приходил «каеф», отказ от МКАДа и ТТК пережит и даже осознана польза. Множество ограничений также накладывают технические характеристики мопеда. Например, его скорость не более 60 км/ч в таком городе как Москва превращает почти каждую поездку в длительную. Там, где нет затруднений на дороге, машина уверенно сокращает временной отрыв и склоняет его в свою пользу. Другое дело когда речь о: центре города днём, выезде в область после 18, парковке в центре и непредсказуемых происшествиях на дороге из-за которых всё встает — тут с мопедом трудно тягаться. Но выигрыш зачастую исключительно психологический. Моё личное ощущение по затратам времени на дорогу в сравнении машина/мопед — паритет.

То, что не так сильно влияет на тебя внутри кузова машины, на мопеде чувствуется совсем по-другому — это дорожная инфраструктура, в том числе дорожное покрытие. Снятый асфальт на машине проезжается совсем спокойно — на мопеде с узкими колёсами начинает мотать из стороны в сторону. Навигация и указатели не имеют большого значения, когда ты едешь в машине по Яндексу, который тебя как заботливая мамка направляет куда надо — на мопеде если ты не купил крепление для телефона (а его не так просто найти), то очень пристально смотришь за указателями. Внезапная яма на большой скорости для машины не принесет фатальных последствий в подавляющем количестве случаев — на мопеде может выбросить из седла и др. С другой стороны, на мопеде можно привстать.
Дополняют этот пункт погодные условия. Когда ты выходил из дома, было солнечно и без осадков, но совсем не факт, что так и будет на всем протяжении твоей поездки. Дождь не страшен сам по себе, как когда он пропитывает одежду, особенно хлопковую и даже ту, которая вы думали не промокает. Далее на скорости начинается обильное охлаждение мокрой ткани и становится совсем дубачно. Со шлема, по крайней мере с полузакрытого, будет стекать вода прямо между ног, что в дальнейшем может не очень хорошо сказаться на здоровье. Чтобы предусмотреть все ситуации, нужно брать с собой комбез (а в начале его купить), а также думать как спасти груз, если вы занимаетесь его перевозкой. Это и другие мелочи забирают какое-то время на подготовку, если вы только не сложите всё необходимое (шлем, перчатки, комбез и т. д.) в свой кейс на багажнике.

Отношение на дороге — это отдельный абзац. Существует достаточное количество адекватных водителей, которые считаются с тобой, как с равным участником движения. Они соблюдают правила приоритета, не вылезают перед тобой и вообще ведут себя в соответствии с ситуацией. Но есть и другая часть водителей, которая не даёт тебе расслабиться и заставляет постоянно быть в готовности к экстренным действиям. Это и бесстрашные миллиметровщики, которые не чувствуют габаритов или риска кого-то сбить; это стандартные выезжалщики со второстепенной и тут несколько вариантов: есть те кто тебя увидел, но всё равно начинает маневр и те, кто тебя не видел и даже не посмотрел в сторону приоритетного движения. А также: разговаривальщики по телефону; не смотрящие в зеркала заднего вида; не включающие поворотники и многие другие. Был на моей практике и учитель, который блокировал мне проезд на обочине, на которой мне, кстати, проезд разрешен в соответствии с ПДД. То и дело случаются ситуации, когда приливает адреналин и следующие десять минут ты твердишь себе, что ещё чуть-чуть и он отправил бы меня на тот свет. И, кстати, даже скорости 60 км/ч достаточно, чтобы обрести вечный покой.

Экономическая составляющая. Самое большое отклонение по сравнению с машиной кроется в этом пункте. Передвижение на мопеде сопоставимо по деньгам с передвижением на метро и в 4-5 раз дешевле, чем на авто. Например, каждый километр на мопеде экономит мне 3.5 рубля по сравнению с машиной. Километров я проехал 5300. То есть за сезон (примерно полгода) сэкономил 18550 рублей. За три-четыре года отобьется стоимость мопеда и его обслуживания. Если, конечно, твой мопед не утащат. Чтобы этого как-то избежать, стоить купить хороший замок (от 2.000 рублей). Периодически осознаешь необходимость в разных других ништяках, подумываешь о защите, шлеме получше, перчатках, вышеупомянутом комбезе, багажном боксе и так до бесконечности. Если взял ушатанный мопед, то нужно думать ещё и о его ремонте и периодических ТО.

Комфорт. В конце длительной поездки (а мы помним, что почти все поездки по Москве длительные) жопа квадратная, голова 68-о размера. Но со временем привыкаешь и обретаешь дзен. Познаешь прелести окружающего мира в визор с бОльшим обзором, чем в машине. Перестаешь спешить. Но во всех наслаждениях не забываешь про мудаков.

Междурядье. Междурядье используется, но исключительно в пробках и со скоростью не более 30-40 км/ч в зависимости от ширины свободного пространства. Пролетать на скорости во время движения мне не позволяют указанные выше характеристики, инстинкты самосохранения и обратное понимание водителей машин. Да и какой тут, порой даже опередить неугодного едущего со скоростью 59 км/ч не можешь. В мотобратство тебя принимают не все. Кто-то здоровается, кто-то игнорит. Когда едешь с коробкой на заднем багажнике здороваются единицы, что я абсолютно понимаю, особливо когда вижу узбека на мопеде якитории с огромной коробкой. В мопедное движение я добавился, но так и не совершил ни одной совместной вылазки и теперь уже не чувствую в этом потребности. Участником движа я не стал, скорее возымел отношение к мопеду, как к средству передвижения.

Мысли в конце сезона. С одной стороны мне нравилось ездить на мопеде, не думать о пробках, выбирая самые короткие/прямые маршруты до цели, делая это по цене проезда на метро. Исчез психологический барьер выезда куда-либо в час-пиковое время, просто прыгнул в седло и ловишь ветер. Но ближе к сентябрю-октябрю погодные условия брали своё и движение на мопеде превращалось из задорного «взял шлем и поехал» в «подготовился, утеплился, перепроверился, предусмотрел, внутри рюкзака всё в пакет, себя в пакет и поехал, попал в неожиданную ситуацию». И вроде бы можно было ещё купить плащ, можно было бы ещё утеплиться, но смысл этого всего теряется. Кайфа становилось всё меньше, и холодными дождливыми осенними днями машина переставала казаться каким-то излишним атрибутом. Постоянное предболезненное состояние от езды под дождём максимально близко подводило к мысли, что всему своё время. Мысль мне понравилась, и мопед после консервации и заботливой чистки встал в теплой подсобке, ждать следующего года и подходящего для него времени.

P.S. А если ты думаешь, что поднажав на мопеде на газ, ты успеешь на зеленый горящий светофор, то смею тебя разочаровать — нет.